Ар-Нель
Ночью на западном берегу пролива мы ловили креветок и черепах, забыв о кораблях неприятеля.©


Продолжаю подводить книжные итоги года. О лучших романах, прочитанных в этом году, я уже рассказала. Сейчас шесть самых крутых книг в жанре нон-фикшн. На самом деле хорошего нон-фикшна в этом году было намного больше, но раз уж я задала себе столь узкие рамки, пришлось выбирать. Рэйтинг здесь отсутствует, нон-фикшн в принципе сложно рейтинговать, и в первую очередь потому, что всё это - о разном.

"Физика невозможного". Митио Каку

Хотите узнать, где живёт настоящий путешественник во времени и почему надкушенное яблоко стало логотипом Apple, как работает квантовая механика и чем антивселенные отличаются от вселенных, в чём заключается парадокс дедушки и что за зверь такой пресловутый кот Шрёдингера, смело открывайте "Физику невозможного" Митио Каку — не прогадаете.

Автор — американский учёный-теоретик японского происхождения, один из тех, кто занимается теорией струн и надеется со временем создать "теорию всего", популяризатор науки, публицист, чьи книги для многих становятся своеобразным окном в удивительный мир физики. С Каку советуются современные фантасты, когда хотят убедиться, что в их произведениях нет ничего явно противоречащего основным законам природы, что всё, что они придумали, показали и описали, на самом деле — возможно.

Световые мечи, "Звезда смерти", путешествия сквозь кротовые норы, космические нанокорабли, фазеры и световые поля, телепортация и машина времени — всё это, считает Каку, вовсе не из области научной фантастики, а всего лишь дело времени. Ближайшего или не очень. Каку верит в человеческий разум и способности, мир для него податлив как пластилин, и невозможное в нём более чем возможно. Даже если пока для нас всё это сродни волшебству. В конце концов, как говорил Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства».

«Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси». Уилл Гомперц

Автор этой книги Уилл Гомперц ведёт рубрику «Искусство» на ВВС, за его плечами семь лет работы в галерее Тейт, самом большом и влиятельном музее современного искусства, так что с предметом своего рассказа он знаком не понаслышке. «Непонятное искусство» Гомперца — это увлекательный и порой шокирующий рассказ о полуторавековой истории живописи, скульптуры и графики, захватывающее путешествие в лабиринтах современного художественного пространства под руку с талантливым широко эрудированным проводником, который ни за что на свете не позволит заблудиться. Наоборот — в доступной и доброжелательной форме объяснит, в чём главная дерзость пресловутого «Фонтана» Дюшана, для чего написаны «Тридцать две банки супа Кэмпбелл» Уорхола, какой смысл заключается в «Чёрном квадрате» Малевича и многие другие вещи, о которых нам всегда хотелось спросить и не показаться при этом невеждами.

«Не важно, кто вы — опытный арт-дилер, ведущий академик или музейный куратор — любой может растеряться при взгляде на холсты или скульптуры, только что доставленные из мастерской создателя», — успокаивает Гомперц читателя и ненавязчиво показывает, как получать удовольствие от самых спорных и непонятных, на первый взгляд, арт-объектов.

"Странная девочка, которая влюбилась в мозг". Венди Сузуки

Относительно нейробиологии у меня в 2016-м была ещё одна очень крутая (советую!) книжка - "Мы это наш мозг" нидерландского ученого Дика Свааба. И в топ я ее не вынесла только потому, что в книге Венди Сузуки оказалось очень много самой Венди и у меня с ней нашлось кое-что общее. Другими словами, история о том, что происходит в человеческой голове, стала по большому счету историей о том, что происходит в голове Венди. И эта эмоциональная личностная составляющая меня как раз и цапанула.

История Венди довольно простая: однажды утром, в 40 лет, она, известный нейробиолог, проснулась и поняла, что чертовски одинока, помешана на своей работе и к тому же излишне располнела за последнее время. С этим пора было что-то делать. Что именно — Венди и рассказывает в своей книге. В конце которой, кстати, мы видим как несчастная женщина-ученый действительно становится... все той же женщиной-ученым, только в разы счастливее. Как у неё это получилось? Венди просто применила знания о человеческом мозге к своей жизни. И она так увлекательно об этом говорит, что тут же хочется записаться в спортзал, принять удобную позу для медитации и больше никогда в жизни не заглядывать в фастфуд-кафе.

"Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе". Галина Юзефович

Книгу Галины Юзефович, книжного обозревателя "Медузы", я ждала с диким нетерпением. Ожидания себя оправдали на все сто процентов. Юзефович сама по себе чудесная женщина, и о книгах она говорит совершенно чудесным языком. Если хотите, это тот самый идеальный образец рецензирования, к которому стоит стремится. Умный, чуткий, внимательный взгляд на литературный процесс в целом и на отдельные его составляющие в частности. А еще это кладезь полезного и пропущенного, так что ручка и блокнот в процессе чтения будут совсем не лишними.

"Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст". Максим Ильяхов, Людмила Сарычева


Для тех, кто знаком с "Главредом", Максим Ильяхов в представлениях не нуждается. Как магистр Йода для любого джедая в любом уголке Вселенной. Я бы даже рискнула назвать его Норой Галь нашего времени. И то, что всё, о чём Ильяхов постоянно говорит и неустанно пытается вбить в головы людей пишущих, вышло под одной оранжевой обложкой, — чертовски круто. Книжка мгновенно переходит в разряд настольных. Организм требует, чтобы она всегда была под рукой. Листать ее — удовольствие (ага, любимые таблички, комиксы, картинки), читать — еще большее. В тексте, само собой, никакой воды (на то он и Ильяхов), только полезная, нужная и обязательная к использованию информация. Бесценная вещь, в общем. Обязательно купите. Это как рассылка "Главреда", только круче.

"Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь". Регина Бретт

Ну и очаровательная Регина Бретт напоследок. Опять же - не единственная книга на тему саморазвития, прочитанная в уходящем году, но зацепившая больше всех (даже больше Барбары Шер и Джулии Кэмерон, хотя последние практичнее, четче и применимее в обычной жизни). Вообще-то я прочитала все четыре вышедшие у нас книги Бретт, но первая стала любимой (и настольной) потому, что пришлась точно ко времени и помогла мне круто изменить собственную жизнь. По сути не только сделала мои весну и лето этого года, но и всё, что случилось после. Это, кстати, не тренинг личностного роста, переложенный на бумагу, не практика продвинутого коуча, а всего лишь сборник газетных колонок о том, как устроена человеческая жизнь.

За плечами автора — богатейший опыт проживания и переживания большого и маленького, от алкоголизма до борьбы с раком, от воспитания дочери в одиночку до счастливого замужества, от работы в морге до выдвижения на Пулитцеровскую премию. И невероятный заряд оптимизма и веры в себя. И простые слова о счастье. И несколько советов, которые меняют буквально все — и внутри тебя, и вокруг. "Жизнь не всегда справедлива, но неизменно хороша", говорит Бретт, а это и есть самое главное.