Ну что сказать? У меня после "Настоящего детектива" со словами проблематично. Они там сами столько всего наговорили за каких-то восемь серий, что — думать и думать. Я вообще-то не собиралась сейчас выныривать из своих уютных британских сериальчиков, но... захотелось-таки нового опыта, чего-то из того, что все уже давно посмотрели и похвалили. Да и Симмушка в Твиттере советовал.



О сюжете распространяться не буду — и не только потому, что все уже видели и знают, а ещё и по той простой причине, что сюжет здесь, точнее его детективная составляющая, на мой взгляд, вторичен. Нет, есть, естественно, дело — причём непростое дело, связанное с серийными убийствами на почве оккультизма, но... когда сериал смотришь, невольно упускаешь его из вида. Потому что всматриваешься в другое. Да и как иначе, когда перед тобой все восемь серий двое чертовски харизматичных мужчин раз за разом по чуть-чуть раскрывают свои души, когда они и только они в кадре крупным планом, всё вокруг них вертится и на них замыкается. Маньяк, орудующий на окраинах луизианских болот, тайный заговор в масштабах отдельно взятого штата, запутанный клубок из лжи в "официальных источниках" и подтасованных фактов — всё это, как бы ни было важно, в первую очередь играет роль своеобразных "зацепок" для того, чтобы вытащить на экран темы, не свойственные сериалу о буднях провинциальных полицейских.

Причём создатели "Настоящего детектива" не собираются копаться в грязном белье притихших и напуганных местных жителей, выставляя на всеобщее обозрение запылившиеся в старых шкафах скелеты, — им это не нужно, потому что больше всего на свете они хотят говорить. О человеческой памяти и памяти поколений, о религии и фанатизме, о времени и истории, о жизни и смерти, о тщетности бытия и его восхитительной лёгкости, о таких разных и одновременно похожих людях. И говорить в режиме практически авторского кино, используя максимум образных средств при минимуме экранного экшена. Тут каждый кадр — находка и эстетическое удовольствие. Хочется рассматривать и рассматривать то, как стоят персонажи, как они движутся в заданной им двоим системе координат, как и куда смотрят... Неброские приглушённые цвета, панорамные съёмки застывшей, словно отстранившейся от человека природы, выплывающий изнутри картинки мрак, фиксируемый лишь уголком глаза и потому так плотно и ёмко оседающий в сознании — всё это работает на создание особой гипнотической атмосферы, порождающей безумие и суицидальные желания. А для достижения эффекта полной безысходности на этот изначально меланхоличный визуальный ряд накладываются комментарии Раста Коула — персонажа, чья жизненная философия и делает "Настоящий детектив" настоящим кино. Не потому, что она правильна или, наоборот, в корне порочна — а потому, что задаёт тон и ведёт сериал от начала и до конца.

Сам по себе Раст Коул — типаж не новый. Социопат-мизантроп, считающий людей "думающим мясом" и утверждающий, что лучшим решением человечества стало бы — перестать размножаться и вымереть, распространённый образ и в литературе, и в кино 2000-х. Мы читали о таких ребятах, мы знаем, что они появились не случайно, и мы верим в них, потому что и сами часто склоняемся к подобным мыслям. Так же, как верим и в напарника Раста — Марти, который старается как можно убедительнее выглядеть обычным человеком, таким же как все — примерным семьянином, хорошим отцом, ответственным работником. То есть делает всё, что делаем и мы сами. Только вот на самом деле у Марти не всё так просто, как кажется, потому что и он тоже носит внутри пустоту.

Главная интрига сериала заключается как раз в отношениях этих двоих — не маньяк интересует нас в первую очередь, а Раст и Марти. Что произошло между ними в прошлом и что произойдёт сейчас? — вот о чём мы думаем, когда смотрим "Настоящего детектива". Сможет ли Марти переступить через уязвлённое самолюбие и забыть обиду? сумеет ли Раст завоевать доверие бывшего напарника и заручиться его поддержкой? удастся ли им довести до конца дело семнадцатилетней давности? выбраться из мрака, заполнить внутреннюю пустоту? И если детективная линия в финале оказывается немного смазанной и скомканной, то на эти вопросы мы получаем развёрнутые ответы.

В конце концов, воины света никогда не были парящими над землёй ангелами. Воины света знают о мраке не понаслышке, иначе как бы они могли отличать одно от другого?