Ночью на западном берегу пролива мы ловили креветок и черепах, забыв о кораблях неприятеля.©
Мне и самой неожиданно, что я вдруг начала всматриваться в современную русскую литературу. Что мне она как явление стала вдруг интересна. Что я признала её существование в конце концов. А то ведь думала, что есть Дина Рубина, которая уже и не совсем российский писатель, Людмила Улицкая, несколько талантливых литературных одиночек, ну и какие-то чернушные авторы, которых я не читала, но была уверена, что чернушные и всё тут. Это Быков на меня так повлиял благотворно. Мне его теперь всем навязывать хочется. Он удивительный человек, масштаб личности — невероятный. И многое из того, что он говорит и пишет я принимаю безоговорочно. Настолько близкая точка зрения, что весело становится и легко — и всем хочется рассказать. Конечно, есть вещи, с которыми я согласиться не могу — тот же Достоевский у меня совсем другой, — но даже о них он так говорит, что только за слова уважаешь. Потому что — и не любя — всегда признаёт гений того или иного писателя и его ценность. К тому же постоянно повторяющееся: "Но я могу ошибаться" — очень подкупает. В общем, Дмитрий Львович — это что-то несомненно великое. Кроме того, благодаря ему я открыла Прилепина. Тот самый случай, когда до этого "не читала, но осуждала" заранее. А ведь, если присмотреться, они совсем не похожи, разнополюсные персонажи. Даже во взглядах на литературный процесс, на значимость тех или иных персоналий — разные. Понятно, что Захар Быкову во многом уступает, масштабы не те, эрудированность опять же, да и терпимости куда меньше будет. Но вот что интересно — я его читаю и вижу ну совсем своего парня, образ такой складывается, понятный, сто лет как себе придуманный, хороший образ, настоящий, мечтаемый даже. Это как если бы вдруг зашли они оба в гости: Быкова бы я слушала и рта не раскрыла, потому что куда там рот раскрывать, а Захару бы всё-всё рассказала и, если надо, за водкой бы сбегала даже, легко. Потому что если хочется много-много думать, открывать что-то новое и удивляться каждую минуту — это к Быкову, а если что-то для сердца необходимо, если надо, чтобы тебя утешили, напомнили о том, что мир не так уж и плох, как иногда кажется, и ты — молодец, и земля, по которой ходишь, — тёплая земля, и надежда — вот она, и вера... это к Захару, это он как никто другой умеет.
При этом я ещё ни одного романа у обоих не прочитала, только публицистику, стихи и рассказы. Но стихи у Быкова — лучшие из тех, что мне встречались в последнее время, а "Грех" (который не роман вовсе, а сборник рассказов) Прилепина можно открывать и читать с любого места, особенно когда совсем плохо и на мир смотреть не хочется. Что я, кстати, и делаю время от времени.
При этом я ещё ни одного романа у обоих не прочитала, только публицистику, стихи и рассказы. Но стихи у Быкова — лучшие из тех, что мне встречались в последнее время, а "Грех" (который не роман вовсе, а сборник рассказов) Прилепина можно открывать и читать с любого места, особенно когда совсем плохо и на мир смотреть не хочется. Что я, кстати, и делаю время от времени.