Ночью на западном берегу пролива мы ловили креветок и черепах, забыв о кораблях неприятеля.©
Если рассматривать "Оно" с точки зрения пространственно-временных перемещений (а для меня роман и об этом тоже), то вырисовывается интересная картина. Герои, возвращаясь в Дерри, попадают в собственное прошлое, о котором давно забыли. При этом они бросают — каждый — успешную и налаженную жизнь, на какое-то время становясь частью давно прошедших событий, сталкиваются лицом к лицу с теми, кем когда-то были и кого затолкали в самые глубокие колодцы подсознания. Именно из-за этих "запертых" внутри личностей все они и не были по-настоящему счастливы, именно "они" и не давали им почувствовать собственную цельность. В Дерри друзья "встретились" с "ними", узнали "их", приняли и обрели внутреннюю завершённость. И потому возвращение назад было необходимо, как поход к психоаналитику, которым в данном случае выступил древний монстр, как временная остановка в пути, дозаправка баков бензином жизни. И в этом отношении Дерри — пункт обязательного посещения, жирная точка отсчёта, перекрёсток всех дорог. Его не избежать, не обойти и не объехать по объездному пути, он неизбежен и неотвратим.
Однако после того, как друзья завершают начавшуюся 28 лет назад историю, все они покидают Дерри. И забывают о нём снова, на этот раз уже навсегда. Почему?
Год назад, читая роман в Сургуте, я никак не могла понять концовку, точнее смириться с ней: как они могли забыть? в чём тогда был смысл возвращения? не лучше ли было уехать из Дерри, помня о нём и друг о друге? Теперь я знаю, что не лучше. Потому что вернуться можно — но остаться нельзя. Если у тебя ещё есть планы на жизнь, конечно. Если ты ещё можешь идти вперёд. Найти то, что было потеряно, взять то, что тебе принадлежало, заполнить внутренние лакуны — и остаться в Дерри? Да ни за что на свете! Уехать из Дерри и помнить-помнить-помнить... каждый день помнить затхлый запах дреннажных тоннелей, липкую паутину под потолком, хруст яичной скорлупы под ногами? И жить со всем этим? Невозможно. Потому что, чтобы жить надо уметь отпускать и забывать. Тем более, когда у тебя всё хорошо, когда ты уже не осколок чего-то давно разбитого, а цельный и завершённый человек, живущий в интересном тебе мире, остатки Дерри так или иначе постепенно выветрятся из твоей головы, уйдут сами, отомрут за ненадобностью. И то что произошло с героями после возвращения в Дерри, точнее после того, как они во второй раз и уже навсегда его покинули, случилось не благодаря сработавшим защитным механизмам психики. На этот раз они забыли Дерри не потому, что хотели забыть, а потому что Дерри сам — наконец-то сам — ушёл из их жизни, уступив место более важным и интересным вещам.
К чему я это всё? Просто то, что происходило со мной после переезда из Сургута в Вологду и было тем самым "возвращением в Дерри". Затянувшимся на год возвращением. Но жизнь не стоит на месте — пришло время поставить эту историю на полку, забыть её и идти дальше. Книга, которую я возьму с собой? Есть у меня одна такая, чемоданно-дорожная.
"Вот и уезжай побыстрее, уезжай, пока последний свет соскальзывает за горизонт, уезжай из Дерри... От памяти, но не от мечты. Это остаётся, яркая камея всего, кем мы были и во что верили детьми, всего, что сияет в наших глазах, даже когда мы потерялись и в ночи завывает ветер.
Уезжай и продолжай улыбаться. Поймай на радио рок-н-ролл и иди по жизни со всем мужеством, которое сможешь собрать, и со всей верой, которую сумеешь сохранить. Держись смелее, не отступай.
Всё остальное — темнота". ("ОНО")
Однако после того, как друзья завершают начавшуюся 28 лет назад историю, все они покидают Дерри. И забывают о нём снова, на этот раз уже навсегда. Почему?
Год назад, читая роман в Сургуте, я никак не могла понять концовку, точнее смириться с ней: как они могли забыть? в чём тогда был смысл возвращения? не лучше ли было уехать из Дерри, помня о нём и друг о друге? Теперь я знаю, что не лучше. Потому что вернуться можно — но остаться нельзя. Если у тебя ещё есть планы на жизнь, конечно. Если ты ещё можешь идти вперёд. Найти то, что было потеряно, взять то, что тебе принадлежало, заполнить внутренние лакуны — и остаться в Дерри? Да ни за что на свете! Уехать из Дерри и помнить-помнить-помнить... каждый день помнить затхлый запах дреннажных тоннелей, липкую паутину под потолком, хруст яичной скорлупы под ногами? И жить со всем этим? Невозможно. Потому что, чтобы жить надо уметь отпускать и забывать. Тем более, когда у тебя всё хорошо, когда ты уже не осколок чего-то давно разбитого, а цельный и завершённый человек, живущий в интересном тебе мире, остатки Дерри так или иначе постепенно выветрятся из твоей головы, уйдут сами, отомрут за ненадобностью. И то что произошло с героями после возвращения в Дерри, точнее после того, как они во второй раз и уже навсегда его покинули, случилось не благодаря сработавшим защитным механизмам психики. На этот раз они забыли Дерри не потому, что хотели забыть, а потому что Дерри сам — наконец-то сам — ушёл из их жизни, уступив место более важным и интересным вещам.
К чему я это всё? Просто то, что происходило со мной после переезда из Сургута в Вологду и было тем самым "возвращением в Дерри". Затянувшимся на год возвращением. Но жизнь не стоит на месте — пришло время поставить эту историю на полку, забыть её и идти дальше. Книга, которую я возьму с собой? Есть у меня одна такая, чемоданно-дорожная.
"Вот и уезжай побыстрее, уезжай, пока последний свет соскальзывает за горизонт, уезжай из Дерри... От памяти, но не от мечты. Это остаётся, яркая камея всего, кем мы были и во что верили детьми, всего, что сияет в наших глазах, даже когда мы потерялись и в ночи завывает ветер.
Уезжай и продолжай улыбаться. Поймай на радио рок-н-ролл и иди по жизни со всем мужеством, которое сможешь собрать, и со всей верой, которую сумеешь сохранить. Держись смелее, не отступай.
Всё остальное — темнота". ("ОНО")